магазин спортивных товаров
+7(495)225-9573, 795-82-47, 796-29-71

корзина

сравнить

контакты

Регистрация  
 

Антон Руцкой "Церматт, Швейцария. Отчет"

  • Антон Руцкой "Церматт, Швейцария. Отчет" [13.02.2017]



           1) Собираясь в Zermatt (Церматт), я с удивлением обнаружил, как мало в сети полезной путешественнику информации об этом курорте, поэтому решил обязательно поделиться своими впечатлениями с теми, кто , возможно, только собирается посетить эту , без преувеличения, жемчужину Швейцарии. 

            В Альпах мне приходилось бывать неоднократно, т. к. на лыжах я уже более 30 лет, 23 из них являюсь сертифицированным инструктором, официально работал в горнолыжных школах России и Европы. Впоследствии, путешествуя с клиентами, посетил много горнолыжных курортов и давно от всей души полюбил своеобразный альпийский дизайн, французскую, испанскую, австрийскую и итальянскую кухню, национальный алкоголь, прекрасные, подготовленные ратраками склоны и целинный фрирайд.


            2) Дорога.
           В Церматт я добирался через Женеву. Получив багаж, пешком за 5 мин перешел из аэропорта на ж/д вокзал ( 200 м), сел на поезд, который ходит каждый час до станции Visp (билет можно купить в автомате на вокзале или заранее на OZON.RU). Мне билет по маршруту
    Geneve-Visp-Zermatt обошелся в 200 евро в обе стороны. От ст. Visp до Церматта поезд ходит каждые полчаса, при пересадке главное – определиться, в какую сторону ехать, пассажиры и кондуктора с удовольствием подскажут. Тем не менее, мне удалось сесть на поезд не в ту сторону, поэтому на следующей станции, где была остановка «по требованию», пришлось выйти. Тут обнаружилась занятная особенность – останавливать проходящий мимо этой станции поезд тоже надо «по требованию». Для этого на станции есть специальные кнопки со стрелками. Выбираешь нужное направление (к этому моменту мне уже известное), нажимаешь соответствующую кнопку и ждешь. Железные дороги местного значения – одноколейные, поэтому часто перрон один на оба направления.
    Время в поезде:
    Geneve/Visp=3.5 часа, Visp/Zermatt=1ч10мин.
    Также полезно знать, что билет на поезд подразумевает только класс вагона (написан на вагоне: первый или второй) и дату, в течение которой вы пользуетесь этим маршрутом, т.е. в пределах одних суток можно выйти погулять в любой точке маршрута.
    Какой бы путь из Женевы вы не выбрали, поезд или автомобиль, дорога будет очень увлекательной! Сначала путь пролегает мимо Женевского озера и можно почти час рассматривать, как переваливаются с борта на борт белоснежные яхты и приветливо помахивают руками-листьями пальмы, которые сменяют виноградники и замки, а с постепенным подъемом дорога вгрызается туннелями в горы и нависает мостами через живописные ущелья горных речушек.
    Арендовать машину в Женеве нет никакого смысла, т.к. въезд в Церматт чужим автомобилям закрыт и все равно свое авто придется поставить на платную стоянку (в
    Tasch, стоянка на неделю обойдется в 40фр) и пересесть на поезд или электротакси. Этот последний отрезок займет 10-20 мин в зависимости от расположения вашего отеля. А уж тем, кому вестибюлярный аппарат не позволяет наслаждаться серпантинами горных дорог на автомобиле, поездка на поезде будет просто спасением.
    Если же ваша компания велика или нет желания перекидывать багаж и детей на ж/д пересадках, то в Женеве можно заказать трансферный автобус на любое количество мест, хоть на восемь, хоть на двадцать. Правда, доедет он только до нижней части Церматта, которая называется Urania, где, пересев на электротакси (E-CAR), вы продолжите путешествие до нужного вам места. Церматт невелик, около 2км, поэтому путешествие на электромобиле  будет недолгим.


    Карта Церматта (Zermatt) с разметкой на квадраты 140/140 метров, нулевая отметка- центральная площадь, вокзал. Таким образом Zermatt имеет размер всего 2 км в длину и 800 м в ширину.

            3) Музей.
            Отдельно хочется отметить здание музея Церматта, точнее, подземную его часть. В центре города перед ратушей можно увидеть призму из стекла, которая оказывается входом в подземелье, где на глубине 5- 6 метров располагается целая улица (выдолбленная в толще горы!!) средневековых построек, включающих магазин, мастерскую, келью, постройки для скота, двухэтажные кинотеатр, костёл, гостиницу с номерами и хозяйственной утварью.
     Здесь не бывает метелей и холодов, здесь тепло и уютно.
           В музее можно в красках ознакомиться не только с историей Церматта, но и изучить полную печали историю первого трагического восхождения на Маттерхорн (
    Matterhorn). Из 82 четырехтысячников  Альп, Маттерхорн является 12-м по высоте и последним (из за сложности и опасности) покоренным в Европе. Его покорение ознаменовало конец  «золотой эры альпинизма», времени, когда у каждого еще была возможность войти в историю, как «первому покорителю!». До 1856 года на Маттерхорн предпринимались попытки восхождения как с швейцарской, так и с итальянской стороны.  К сожалению, первое покорение Маттерхорна закончилось трагедией и четверо из семи альпинистов после успешного восхождения, уже на спуске, сорвались в пропасть. Здесь в музее вы увидите обрывок той самой веревки, которая унесла в 1856 году в бездну половину экспедиции (и которая долго была уликой в судебном следствии по этому делу, т. к. подозревался умышленный обрыв ).




            Также в музее можно увидеть и другое альпинистское снаряжение и одежду 18-19 веков, а в двухэтажном кинотеатре вам покажут интереснейшие короткометражные фильмы о покорении Маттерхорна, смотреть которые, кстати, гораздо лучше со второго этажа! Интересно будет даже детям старше 6 лет. Цена входного билета в музей – 10фр., школьникам и студентам – 5фр.


           Так выглядит воссозданная под землей в натуральную величину из аутентичных построек  улица Церматта 18/19 веков.





           4) Шале или отель.
           При выборе шале (гостевой дом, в некоторых случаях с поваром, официантами, водителем) или отеля, я не рекомендую очень доверять таким фразам, как ski-in/ski-out (возможность спуститься по трассе прямо к входной двери или, выйдя на улицу, сразу попасть на склон) или «джакузи на улице». В моем случае скажу: принимающая сторона (шале WHITEPEARL,  http://imperialstyle.eu/chaletwhitepearl) явно слукавила. Несмотря на присутствие этих фраз на странице шале, по факту оказалось, что спуститься на лыжах к шале неоткуда, а ехать от него к подъемнику можно только по дороге общего пользования, т.е. по гравийной крошке, не жалея скользячку и рискуя встретить электрокар. Да и снег в этот раз был только на трассах и, в основном, искусственный. «Джакузи на улице» действительно была, но осталась не востребованной, т.к. находилась в трех метрах от дороги, по которой весь день ходили люди и ездили авто.


            Плескаться в ней рядом с пешеходной тропой мог бы, наверное, только рекламный агент. Наличие её являлось просто маркетинговым ходом. «Неточностями» оказались также фразы про это «единственное отдельно стоящее шале» , а также про «рестораны и магазины» в шаговой доступности. Рестораны и магазины в Церматте сосредоточены в центре города, куда пешком добраться совсем несложно, всего 15-20 мин из любой точки города.

           5) E-BUS и E-Car.
           Город сравнительно мал и пройти его из конца в конец можно за полчаса, но для ленивых и измученных доступны два вида транспорта – E-BUS и E-Car. По сути, оба ездят на электричестве и отличаются только размером. E-BUS – рейсовый автобус, человек на двадцать, который ходит каждые полчаса по двум маршрутам – зеленому и красному.




           Принадлежность к маршруту можно определить только по цвету переднего и заднего бамперов , т.к. в окраске кузовов используются розовые или кремовые тона, совсем не дающие представления о цвете маршрута.


    Как видно по бамперам- это зеленый маршрут, GREENLINE.

    Подробнее на WWW.E-BUS.CH

            Второй тип – E-CAR (электрокары, местный вид такси) – маленькие автомобильчики размером с гольфкар, с двумя расположенными напротив друг друга лавками, на каждой из которых вполне комфортно двум пассажирам, но можно впихнуть и по три. Еще одного можно посадить спереди, рядом с водителем. 



           Во всех описаниях Церматта, которые мне попадались, сказано: городской транспорт – электрический, а въезд в город каким-либо другим транспортным средствам запрещен, ибо жители города сильно заботятся об экологии. Однако, похоже, причина в том, что большинство дорог в Церматте настолько узки, что обычные автомобили по ним просто не разойдутся, и городской транспорт приходиться использовать, так сказать, узкоколейный. Поэтому приезжих полноразмерных электромобилей типа Tesla или других серийных электрокаров здесь тоже не найдешь. Для «своих» автомобилей сделано исключение: в городе, как я видел, из гаражей торчали вполне бензиновые и дизельные авто, полиция и скорая тоже заправляются не из розетки, есть вертолетная экскурсия вокруг Церматта и Маттерхорна, и вертолет не электрический. Немало здесь строительной техники – тракторов, экскаваторов и бульдозеров, которые на батарейках точно не работают. Ну и конечно, на склонах (360км подготовленных трасс) трудятся не менее 30 ратраков (снегоуплотнительной техники, по сути – очень мощных бульдозеров), дизельный двигатель которых не уступает танковому. И вся эта армия ежевечерне заводиться и выползает из гаражей и, пока экологи тихо спят и ничего не видят, всю ночь утюжит склоны. И, напоследок, мы же все-таки здесь присутствуем в зимнее время, поэтому для нашего комфорта мы в E-BUS и E-CAR по факту, сидим на банальных дизельных печках, а как иначе греться? (привет «зеленым» J). Понятно, что фронт работ для экологов пока достаточно широкий.
    Хочется также отметить, что горные городки обычно хорошо продуваются ветрами, поэтому присутствие автомобилей в них в принципе не ощущается так, как в мегаполисах, расположенных на равнинах.


           Цены на городской транспорт.
           E-CAR – формирование цен приблизительное, примерно так – поездка  20 франков+2франка за каждого человека, причем водители, в большинстве – темпераментные итальянцы, дополнят недостающие места пассажирами, даже не попутчиками (т.е. могут увеличить маршрут, отклонившись в сторону, и возьмут оплату и с вас, и с них по полной стоимости. 
    После поездки, пока E-car не уехал, обязательно проверьте количество своего багажа, т.к. водители забрасывают лыжи и сноуборды в багажник на крыше, а после оплаты теряют интерес к происходящему в поисках новых клиентов, и могут увезти на крыше ваш багаж. Поступают они так не от злого умысла, а , наверное, от усталости, т.к. могут Ваш багаж выгрузить вместе багажом следующих клиентов. Тогда вероятность найти свой борд сведется к нулю. Из пяти поездок дважды мне приходилось их ловить. Статистика достойная упоминания.
    E-BUS – цена фиксированная, полтора франка с человека, если вы не лыжник, но у человека с лыжами, или не задающего вопрос «сколько с меня?», проезд будет бесплатным, т.к. водителя это ни сколько не заботит (как в шаттлах или скибасах других стран)


            6) Малая численность автомобилей в Церматте с лихвой восполняется огромным количеством велосипедистов. В любой точке и в любое время можно одновременно видеть несколько велосипедистов. Велосипеды хорошо приспособлены для этой горной местности: для передвижения зимой на них ставят шипованную резину, на багажники укреплены тубусы, в которые помещаются лыжи, как горные, так и беговые. Очень много велосипедов на электрической тяге, что удобно на горных дорогах:  на подъеме не напрягаешься, а на спуске заряжается аккумулятор. В некотором смысле – «вечный двигатель». 




           7) В Церматте около подъемников, как и на любом другом курорте, можно бесплатно взять карту региона. Надо отметить интересную особенность в маркировке горнолыжных трасс. На карте с одной стороны – горнолыжные спуски всего региона, включая Червинию (их 360км), а с другой – пешие маршруты (их 400км). Карты очень похожи, ведь ландшафт на них один, да и схема подъемников (их 52шт, ) одинаковая, а маркировка трасс разная! У лыжников синяя – самая легкая, затем красная и черная, а желтая обозначает фрирайд, т.е. неподготовленные трассы. У пешеходов зеленая – легкая, желтая – средняя, красная – сложная, красная прерывистая – маршрут для альпинизма. Так что, выбирая маршрут не по той карте, можно никуда не попасть или очень задержаться. Подсказка в цвете карты – на лыжной больше белого фона, обозначающего, видимо, снег, на пешей же карте – больше серо-зеленого цвета, хотя пешие маршруты работают и зимой, и, кстати, они весьма востребованы.


    это зимняя карта, лыжная, следующая будет летняя, пешая, трекинговая, но работает и зимой.


            Простых маршрутов от 1 часа до 3-х часов в Церматте около 30шт, есть и семичасовые, так что время можно провести с пользой для здоровья и без лыж. Недаром Церматт был популярен как треккинговое место у англичан еще в середине 18 века!! А еще раньше римские легионеры приходили сюда из долины Аосты через Червинию и перевал Plato Rosa для ведения торговли и освоения швейцарских земель. Мы через этот перевал по несложным красным трассам можем теперь посетить Червинию с целью, скорее всего, получения гастрономического удовольствия, т.к. хорошей каталки и в Церматте предостаточно. Однако надо все время помнить, что канатная переправа через границу закрывается в 15-00 и, не рассчитав время своего визита, вы рискуете заняться нелегкими поисками ночевки на итальянской стороне, имея на себе всю горнолыжную экипировку, включая ботинки. Также коррекцию в ваши планы может внести погода - на следующем снимке активная карта , которую можно встретить у большинства крупных подъёмников. На ней красным показаны закрытые из за ветра, временно не работающие подъемники. По карте видно, что закрыт перевал и вся Итальянская сторона. Закрывают как на час, так и на весь день.


           Карту иметь очень полезно, особенно опытным лыжникам, т.к. на ней обязательно указан телефон спасателей данного региона, а случиться в горах может всякое...
    Под подъемниками можно увидеть стада диких черных горных козлов (ежедневно лично наблюдал более десяти голов), они обитают в конкретных локациях и не уходят до вечера, один раз была даже косуля. На карте эти места обозначены картинками с рогатой головой и их расположение соответствует действительности.

           8) Еда.


    Своей уникальной национальной кухни в Швейцарии нет, но в Церматте много ресторанов с французскими, испанскими, итальянскими и немецкими блюдами. 


            Традиционно можно получить удовольствие от мраморного стейка или пасты, от улиток или фондю. Нигде я не нашел только свой любимый французский луковый суп – первые блюда здесь, в основном, из австро-немецкой кухни. А вот цены совсем не демократичные! Не секрет, что в Швейцарии цены выше среднеевропейских, но в Церматте питание обходится дорого даже по швейцарским меркам. От этого, правда, не менее вкусно!! 
             Цены на горе – 5фр за стакан горячего шоколада или 20фр за пасту или картошку фри с сарделькой,  и это в ресторанах типа «кафе» с самообслуживанием!


           Часто в альпийских кафе и ресторанах разных стран можно увидеть фразу "NO PICNIC". Означает она, что администрация не рада гостям, приходящим со своей едой. В Церматте этого нет и многие туристы заходят отдохнуть и погреться в рестораны, кафе и смотровые площадки с термосами и бутербродами из дома или магазина. Что не запрещено, то разрешено.


     
            P.S.   Церматт я полюбил и он вошел в мой рейтинг «топ 3 лучших лыжных курорта»!
    Желаю и Вам узнать и открыть его со всех сторон! 
    Желаю всем безопасного катания и ещё больше удовольствия от жизни!

    Если в этом рассказе не отметил что-либо для вас важное, то пишите..

    Best regards,
    Антон Борисович Руцкой.

    e-mail: antonr@bk.ru


     

  • На главную >>>

    ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ Ýêñòðåìàëüíûé ïîðòàë VVV.RU Система Orphus